Экологическое воспитание

Экологическая культура; экологические взгляды, убеждения, опыт практического взаимодействия с природой в процессе жизни и профессиональной деятельности.

Экологическая культура и безопасное поведение.

Эстетическое воспитание готовности жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе. Психологические приемы самозащиты. Безопасное применение техники в быту, при организации досуга, в учебной деятельности.

Цели воспитания:

  • формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

  • воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

  • формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций: учет характера грозящей опасности, взаимосвязь с другими участниками событий;

  • формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;

  • обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;

  • формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.

Тематика

внеурочной работы

Формы проведения

мероприятий

1. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?».

2. Климат и здоровье человека.

3. Экология души.

4. Научно-технический прогресс и техногенно-природные опасности.

5. Земля – это твой дом.

6. Что век грядущий нам готовит? (О здоровье подрастающего поколения в начале XXI века.)

7. Климат и работоспособность человека.

8. Экология экстремальных ситуаций.

Заседание дискуссионного клуба.

 

Теоретическая конференция.

Круглый стол.

Теоретическая конференция.

 

Классный час.

Встреча с врачом.

 

Встреча с врачом.

«Круглый стол» с инженером-экологом промышленного предприятия.

 

Физическое воспитание:

  • социально-биологические и гигиенические основы физической культуры;

  • возрастные особенности развития; физиологические и биохимические изменения в организме человека;

  • здоровый образ жизни: дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка, самонаблюдение, установка;

  • личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду;

  • профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.

Цели воспитания:

  • способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

  • расширить знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;

  • воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

  • формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

 

Тематика

внеурочной работы

Формы проведения

мероприятий

1

2

1. Физиологическая и биохимическая природа физических способностей.

2. Наши выпускники – герои спорта.

 

3. Здоровый образ жизни – залог отличной учебы.

 

4. Как восстановить силы после умственной или физической работы?

5. Спорт: семья и дети.

6. Вредные привычки и наше здоровье.

7. Внимание – нервы.

8. Красота и здоровье.

9. Здоровье и материнство.

10. Здоровье и отцовство.

Встреча с врачом-физиологом.

 

Встреча с выпускниками-спортсменами.

Встреча с тренером местной спортивной команды (на уровне города, области).

Встреча с врачом.

 

Беседа врача-сексопатолога.

Беседа с врачом-наркологом.

Беседа с врачом-невропатологом.

Круглый стол.

Встреча с врачом-гинекологом.

Круглый стол.

 

Основные требования к уровню воспитанности учащегося

по физическому воспитанию

Учащемуся необходимо:

  • понимать значение физической культуры в жизни;

  • иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;

уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях по физическому воспитанию в своей личной (семейной) и профессиональной деятельности.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ,

ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ, БЫТУ, ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ

Основные направления воспитания в семье:

Общесоциальное – нормы и правила поведения в обществе.

Этическое – воспитание нравственных качеств личности.

Правовое – права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.

Психологическое – межличностные отношения в семье.

Физиолого-гигиеническое – знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.

Педагогическое – воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.

Эстетическое – формирование отношения к семье, ее членам как к самостоятельной эстетической ценности.

Хозяйственно-экономическое – знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т. д.

Цели воспитания:

  • формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т. д.;

  • формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности и т. д.;

воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования и т. д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Задача: формирование идеала жизни и идеала человека.

1 Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.

2. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро – все то, что является благом для другого.

3. Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума.

4. Красота в жизни человека. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.

5. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.

Создавая концепцию школы по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.

Возможные формы работы:

• Тематические классные часы.

• Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании, курения, пьянства и т. д.

• Пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме.

Примерные темы классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:

Сентябрь. Гигиена умственного труда.

Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды.

Ноябрь. Режим питания.

Декабрь. Оказание первой помощи при отравлении.

Январь. Предупреждение бытового травматизма.

Февраль. Специфическая гигиена.

Март. Вредные привычки и здоровье человека.

Апрель. Режим дня старшеклассника.

Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.

АНКЕТА
«ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ»

 

Цель анкетирования: выявить вредные привычки подростков.

1. Ваш пол: муж., жен. (Нужное подчеркнуть.)

2. Возраст_______________ .

3. Пробовали ли Вы курить?

4. Возраст, когда впервые закурили?

5. Курили ли Вы в течение последнего месяца?

6. Где Вы обычно курите?

7. Хотите ли Вы бросить курить?

8. Знают ли Ваши родители о том, что Вы курите?

9. Любите ли Вы пиво?

10. Как часто Вы его пьете? (Нужное отметить.)

  • Один раз в неделю;

  • 1–2 раза в месяц;

  • раз в полгода.

11. Где Вы пьете пиво и с кем?

12. Сколько Вам было лет, когда Вы попробовали спиртное?

13. Знают ли родители, что Вы пьете пиво?

14. Беседуют ли с Вами родители о вреде курения, пьянства, наркомании?

15. Разрешите ли Вы своему будущему несовершеннолетнему ребенку курить, пить спиртное, употреблять наркотики?

Диагностика здоровья

Физическое развитие школьников

 

Цель: дать оценку физического развития учащихся по их антропометрическим данным.

Х о д р а б о т ы

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста (h), массы тела (m) и окружности грудной клетки (ОГК).

Анализируя уровень физического развития, необходимо учитывать возрастную группу, для этого может быть использована таблица 1.

Таблица 1

Возраст

Возрастная группировка (от – до)

10 лет

9 лет 6 мес. – 10 лет 5 мес. 29 дней

11 лет

10 лет 6 мес. – 11 лет 5 мес. 29 дней

12 лет

11 лет 6 мес. – 12 лет 5 мес. 29 дней

13 лет

12 лет 6 мес. – 12 лет 5 мес. 29 дней

14 лет

13 лет 6 мес. – 14 лет 5 мес. 29 дней

Для оценки уровня физического развития существуют различные методы. Одним из наиболее информативных и доступных является метод сигнальных отклонений. В основе этого способа лежит сравнение фактических данных со средними стандартами (табл. 2) и последующая оценка разницы с величиной сигмы ().

П р и м е р: ученик VI класса возраст 13 лет, h – 148,3 см, m – 42,3 кг, ОКГ – 69,5 см. Сопоставляем эти данные с табличными нормативами.

Ученик

Табличные данные

h

148,3

155,1 (  7,65)

m

42,3

44,1 (  8,68)

ОГК

69,5

72,5 (  5,82)

Находим разность между фактическими данными и средне нормативными.

В данном случае эти показатели равны h = 155,1 – 148,3 = 6,8

m = 44,1 – 42,3 = 1,8

ОКГ = 72,5 – 69,5 = 3,0

Все фактические данные ниже нормативных, то есть со знаком «–» (а если бы были выше, то со знаком «+»). Полученные разности нужно разделить на соответствующее значение сигмы.

h (по росту) = 6,8 : 7,65 = 0,89;

m (по массе) = 1,8 : 8,68 = 0,2;

ОГК (по ОГК) = 3,0 : 5,82 = 0,5.

Считается, что если эти данные находятся в пределах от –1 до +1, то физическое развитие оценивается как среднее. Если эти данные от –2 до –1, то физическое развитие ниже среднего, а если от +1 до +2, то выше среднего. Если же эти данные меньше –2, то физическое развитие низкое, а если больше +2, то высокое.

Таблица 2

 

Возраст

Рост h (в см)

Масса m (в кг)

ОГК (в см)

Мальчики

10

139,6 (5,76)

33,2 (5,26)

65,3 (3,88)

11

144,7 (6,20)

36,2 (6,12)

67,1 (4,80)

12

147,4 (6,22)

38,9 (6,66)

68,4 (4,48)

13

155,1 (7,65)

44,1 (8,68)

72,5 (5,82)

14

162,3 (8,82)

50,5 (9,36)

75,7 (5,60)

Девочки

10

139,3 (6,30)

33,6 (5,82)

63,8 (5,18)

11

145,0 (7,44)

37,8 (8,63)

66,8 (6,82)

12

149,2 (7,14)

40,6 (8,60)

68,3 (6,24)

13

157,3 (6,00)

47,6 (8,54)

72,5 (5,66)

14

160,3 (6,12)

51,8 (8,62)

75,0 (5,16)



Методика «Равновесие»

Цель: количественная оценка координации, определяемой степенью подвижности нервных процессов.

Х о д р а б о т ы

До и после физической нагрузки (бег, перенос тяжестей и т. д.) учащимся в шутливой игровой форме предлагается выполнить четыре постепенно усложняющихся задания.

1. Сдвинуть пятки и носки вместе, руки вытянуть вперед, пальцы развести. Простоять с закрытыми глазами 30 секунд, не качаясь и не теряя равновесия.

2. Поставить стопы на одной линии (пятка к носку), руки вытянуть вперед (30 секунд).

3. Стоя на левой ноге, приложить пятку правой ноги к коленной чашечке левой ноги, руки – вперед, пальцы развести. Простоять 30 секунд.

4. То же положение, что и третье, но руки опустить вдоль туловища (30 секунд).

Чтобы исключить влияние случайных факторов желательно выполнить эти упражнения дважды.

Обработка: хорошо тренированные школьники обычно хорошо удерживают равновесие в первой позе и удовлетворительно во второй. Поэтому оценку следует основывать на результатах 3-й и 4-й позиции. Если равновесие нарушается, то фиксируется время спокойного стояния в секундах.

Если поза удерживается:

5 сек. – 1 балл; 5–10 сек. – 2 балла; 11–15 сек. – 3 балла; 16–20 сек. – 4 балла; 21–30 сек. – 5 баллов.

5 баллов свидетельствуют об отличном состоянии ЦНС и высокой подвижности нервных процессов.

Методика «Тревожность и депрессия»

Цель: выявить у школьников состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

Х о д р а б о т ы

Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией:

«Просим вас ответить на серию вопросов, которые по­могут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, по­жалуйста, искренне.

Если состояний, указанных в вопросе, у вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

если встречаются очень редко – 4 балла;

если бывают временами – 3 балла;

если они бывают часто – 2 балла;

если почти постоянно или всегда – 1 балл.

Если вопрос вам непонятен, обратитесь за разъяснениями к учителю».

АНКЕТА

1. Замечаете ли вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным?

4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья?

7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание вас тревожит и нервирует?

10. У вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или что-нибудь?

12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам, и вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении?

14. Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно.

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли вам мысли, что ваши близкие более счастливы, чем вы?

19. Прежде чем принять решение, вы долго колеблетесь?

20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами.

Обработка полученных данных

Проставленные школьниками баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая –1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от –5,6 до –1,28.

Применяя данную методику в индивидуальных и групповых экспериментах в различные промежутки времени, можно сравнивать различные средства педагогических воздействий, их влияние на психическое и физическое здоровье школьников.

Однако, учитывая то обстоятельство, что данная методика в достаточной мере субъективна (так как основана на самооценке состояния), для получения более надежных результатов целесообразно предварительно провести с опрашиваемыми беседу, настраивающую на серьезное отношение к ответам.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным внешним стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и здоровье своих близких, в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно. Поэтому учителю необходимо выяснить причины тревожности и повлиять на них. Для этого проводится специальная работа с родителями, с учителями, если с ними у ребенка имеются конфликты. Со школьниками используются такие методы, как убеждающая беседа, внушение, создание ситуаций для переживания успеха, занятия психической саморегуляцией, аутогенной тренировкой, переключение внимания на деятельность. При сильном превышении нормы и появлении невротического состояния следует обратиться к врачу.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, в сужении и ограничении контактов ребенка с окружающими, в наличии чувства безрадостности и одиночества. Меры педагогического воздействия должны быть те же, что были описаны в случае тревожности.

Тревожность и депрессия, некоторые незначительные психические аномалии иногда возникают вследствие недостатков учебно-воспитательного процесса: резкие высказывания учителя в адрес впечатлительного школьника или пренебрежительное отношение к нему. Часто причиной является низкая педагогическая культура учителя.

Обнаружив у учащегося состояние тревожности или депрессии, необходимо принять ряд мер. К ним можно отнести:

– коренное изменение отношения учителя к ученику;

– на уроках чаще хвалить («Ты хорошо отвечаешь», «Молодец, очень уверенно говоришь», «Ты умеешь интересно рассказывать» и т. п.);

– обучение учащихся технике психической саморегуляции;

– улучшение всего психологического климата в классе и др.

Наконец, с помощью методики «Какой я есть?» можно определить некоторые особенности учащегося, характеризующие уровень его физического состояния в данное время.













Значения диагностических коэффициентов тревожности

Баллы

Номера

признаков

1

2

3

4

5

2

1,33

0,44

1,18

1,31

0,87

4

1,08

1,3

0,6

0,37

1,44

8

1,6

1,34

0,4

0,6

0,88

9

1,11

0

0,54

1,22

0,47

10

0,9

1,32

0,41

0,41

1,2

11

1,19

0,2

1,04

1,03

0,4

13

0,78

1,48

1,38

0,11

0,48

14

1,26

0,93

0,4

0,34

1,24

17

1,23

0,74

0

0,37

0,63

19

1,92

0,36

0,28

0,56

0,1

Значение диагностических коэффициентов депрессии

Баллы

Номера

признаков

1

2

3

4

5

1

1,58

1,45

0,41

0,7

1,46

3

1,51

1,53

0,34

0,58

1,4

5

1,45

1,26

1

0

0,83

6

1,38

1,62

0,22

0,32

0,75

7

1,3

1,5

0,15

0,8

1,22

12

1,34

1,34

0.5

0,3

0,72

15

1,2

1,23

0,36

0,56

0.2

16

1,08

1,08

1.18

0

0.46

18

1,2

1.26

0,37

0.21

0,42

20

1,08

0,54

0,1

0,25

0,32





 

Проверь свою нервную систему

 

Тебе предлагается тест для измерения выраженности силы нервной системы.

Инструкция. Определи по 5-балльной шкале интенсивность каждого из названных свойств твоего поведения. После оценки всех 10 категорий поведения сложи полученные результаты. Выбери цифры:

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства, полное его отсутствие.

Цифра 5 – самая высокая интенсивность данного свойства, явное обладание данным свойством (например, твои движения очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка. Означает умеренную интенсивность данного свойства.

Цифры 2 и 4 – промежуточные оценки, означающие отклонения от среднего значения в ту или иную сторону.

I. Способен ли ты учиться (заниматься умственной деятельностью) длительное время без перерыва (в течение нескольких часов)?

1. Поминутно прерываешь работу, а если не можешь это сделать, работаешь неудачно и совершаешь ошибки.

2.

3.

4.

5. Несмотря на продолжительную работу, не испытываешь утомления.

II. Способен ли ты к устойчивой концентрации внимания?

1. Не можешь сосредоточиться на выполняемой работе. Постоянные раздражители отвлекают тебя от совершаемых действий.

2.

3.

4.

5. Ты целиком поглощен выполнением действия и ничего не замечаешь кроме своего занятия.

III. Обладаешь ли ты стойкостью перед неудачами?

1. При неудачах перестаешь учиться или заниматься какой-либо деятельностью, плачешь, огорчаешься. Порицание выводит тебя из равновесия.

2.

3.

4.

5. При неудачах ты еще больше мобилизуешься, не разоча-ровываешься, не проявляешь нервозности.

IV. Охотно ли ты выполняешь ответственную работу?

1. Избегаешь ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняешься.

2.

3.

4.

5. Любишь верховодить, брать на себя ответственность за выполняемые действия.

V. Способен ли ты работать в неблагоприятной обстановке?

1. Шум, разговоры и прочее мешают тебе работать, лучше работаешь в полной изоляции от окружения.

2.

3.

4.

5. Шум или разговоры не мешают тебе выполнять работу. В любых условиях ты работаешь успешно.

VI. Отказываешься ли ты от намеченного при обнаружении препятствий?

1. Даже небольшое препятствие вызывает у тебя отказ от дальнейшей работы и неверие в собственные силы.

2.

3.

4.

5. Возникающие препятствия не отбивают у тебя охоту к дальнейшей работе, и ты не теряешь веры в успех.

VII. Ведешь ли ты себя так же, как обычно, в присутствии посторонних и начальства?

1. В присутствии посторонних и начальства смущаешься, избегаешь встреч с ними, не любишь, когда они приходят.

2.

3.

4.

5. Присутствие посетителей на уроке (например, директора или завуча) тебя не смущает и воспринимается как естественное событие.

VIII .Проявляешь ли ты нервозность перед выполнением важного задания?

1. Даже будучи хорошо подготовленным, ты с неохотой пишешь контрольные работы. Больше думаешь о возможной неудаче, чем о решении задачи.

2.

3.

4.

5. Контрольные работы или экзамены не воспринимаешь как исключительные события. Выполняя их, ведешь себя, как обычно.

IX. Охотно ли ты выполняешь действия, требующие больших усилий?

1. Избегаешь продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любишь выполнять легкие, не слишком захватывающие задания.

2.

3.

4.

5. Любишь действия, требующие значительной выносливости и усилий.

X. Легко ли преодолеваешь временные колебания настроения и депрессию?

1. Легко травмируешься под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливаешь душевное равновесие.

2.

3.

4.

5. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, конфликты в семье или в школе, несчастная любовь) не выводят тебя из равновесия. Быстро приходишь в себя.

Твой результат находится в интервале от 10 до 50 баллов.

Если ты набрал 50 баллов, ты обладаешь сильной нервной системой.

10 баллов – слабой нервной системой.

30 баллов – средней выраженностью силы–слабости нервной системы.

Промежуточные значения свидетельствуют о приближении выраженности свойства силы нервной системы к тому или иному полюсу.

 

Это интересно

О «слабых»

При выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы–слабости нервной системы. «Слабым» не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций.

В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как реаниматолог, хирург. Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта, санитарного врача, фармацевта, стоматолога.

Так, из 21 музыкально одаренного подростка, обучающегося в Московском государственном хоровом училище им. А. В. Свешникова и прошедшего очень сложный конкурсный отбор, 19 оказались представителями слабого типа нервной системы.

Психолог Э. А. Голубева, занимающаяся вместе со своими сотрудниками фундаментальной разработкой проблем природной основы способностей, подчеркивает важную роль слабости нервной системы для формирования коммуникативных способностей, общительности (важной составляющей педагогических способностей). Это свидетельствует о преимуществах «слабых» в овладении профессиями, в которых главными считаются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа «человек – человек»).

 

Ориентировочная таблица

для успешной подготовки к экзаменам и зачетам

Жалобы учащегося

Рекомендации психолога

1. Когда я готовлюсь к экзаменам, у меня возникает ощущение, что я никогда не смогу запомнить правильные ответы

а) Проверь себя, опираясь на схему или используя магнитофон.

б) Попробуй составить план ответа

2. Мне не дает покоя мысль, смогу ли я сдать экзамен, потому я никак не могу приступить к подготовке

а) Каждый вечер после окончания работы над повторением запиши, чем ты займешься на следующий день.

б) Попробуй каждый вечер составлять план ответа

3. Когда начинается контрольная работа, у меня в голове вдруг становится пусто, и я не знаю, с чего начать

а) Найди самое легкое задание и запиши основные моменты ответа на него.

б) Прочитай все задание и определи порядок, в котором ты будешь отвечать на вопросы

4. Я стараюсь выучить все наизусть, но потом начинаю волноваться, так как чувствую, что это невозможно

а) Определи ключевые идеи и запиши их на карточку в виде схемы.

б) Скажи себе: «Мне нужно запомнить самые важные мысли, поэтому на них я должен сконцентрировать свое внимание»

5. Я знаю, что могу ответить на заданные вопросы, но почему-то не в состоянии изложить свои мысли в письменном виде

а) Вырабатывай в себе этот навык, составляя планы-схемы ответов.

б) Прежде чем приступить к изложению ответа, всегда выделяй 3-4 ключевых момента

6. Я так много работаю над повторением материала перед контрольной работой (экзаменом), что «выдыхаюсь» и теряю всякий интерес к результатам

а) Обсуди свои ощущения с учителем или родителями.

б) Составь расписание занятий и отведи в нем достаточно времени на отдых и сон

7. Когда мне не нравится сам предмет, я никогда не ожидаю от себя хороших результатов

а) Составь график работы на все экзаменационные предметы, уделив в нем достаточно места и этому «нелюбимому» предмету.

б) Попробуй найти причины своей неприязни к этому предмету и постарайся изменить отношение к нему

 

Упражнения, помогающие справляться со стрессовыми

ситуациями (особенно на зачетах и экзаменах)

Для овладения своими эмоциональными состояниями:

– постарайся очень четко, во всех подробностях представить себе, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что – когда сильно напряжен. Еще лучше описать (нарисовать) эти состояния. Затем в течение нескольких дней можно читать отрывки из книг, стихи и другие тексты, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Тратить на это упражнение лучше 10 минут в день. Возвращаться к этому упражнению особенно сложными моментами, когда особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо овладеть своим состоянием (полезно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки);

– чтобы вызвать у себя спокойствие, расслабленное состояние, можно использовать и такой прием: припомни место, где ты был, или какое-то событие в своей жизни, когда ты испытывал полный покой, приятную лень, негу, и постарайся как можно ярче, вспоминая все ощущения, как можно подробнее представить себе это место и это событие;

– аналогичный прием можно использовать, чтобы «настраивать» себя на уверенное «побеждающее» состояние.

Для контроля за выражением лица и голоса:

– когда ты волнуешься (дома перед зачетом или экзаменом), посмотри на себя очень внимательно в зеркало. Только не торопись и не гримасничай. Просто рассматривай себя и все. А затем постарайся придать лицу такое выражение, как будто ты хочешь убедить окружающих, что ты уверен в себе. И запомни это ощущение;

– подобное упражнение следует проводить и для голоса. При этом свой «уверенный голос» хорошо записать на магнитофон, а потом, вызывая состояние уверенности, как бы «подстраиваться» под эту запись;

– для того чтобы лучше владеть своими движениями, жестами, выражением лица, можно использовать психогимнастику.

Некоторые упражнения для успешной подготовки ответа:

– формулируй для себя цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать;

– улыбайся! Улыбайся, даже если тебе это трудно. Улыбка – прекрасный способ снять нервное напряжение. Да и другим людям будет приятней смотреть на тебя и общаться с тобой;

– самое главное – не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Научись использовать ошибки для того, чтобы лучше разобраться в материале, в решении задач и, главное, в себе (Почему я ошибся? Чего не знал? Был невнимателен?).

После ответа проанализируй, что было в твоем ответе хорошего и что плохого.